Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

НТВ подписывает договор с петербургским каналом

В кабинете мэра города Анатолия Собчака положено начало компании.

Телекомпания НТВ была образована в июле 1993 года в виде товарищества с ограниченной ответственностью, учредителями которого стали ТОО «Итоги» и банковская группа «Мост».

По договору между главой ТРК «Петербург-пятый канал» Беллой Курковой и автором программы «Итоги» Евгением Киселевым, с 10 октября ежедневная программа «Сегодня» (ведущие – Татьяна Миткова и Михаил Осокин), субботняя «Намедни» (Леонид Парфенов) и воскресная «Итоги» (Евгений Киселев) будут выходить в 21.00. Компания, в штате которой уже есть 200 человек, намерена базироваться в Москве и транслировать программы в Петербург по телемосту.

Кадр из первой программы «Итоги» на НТВ. 10 октября 1993.

Основателями телекомпании стали Игорь Малашенко, Олег Добродеев, Евгений Киселев и Алексей Цыварев, сумевшие заинтересовать через Сергея Зверева своим проектом бизнесмена Владимира Гусинского. Прежде благодаря Звереву Гусинский решил вложиться в создание газеты «Сегодня», первый номер которой вышел в свет 23 февраля 1993 года.

В интервью специально для YeltsinMedia Малашенко рассказал, что о Гусинском он узнал от Киселева, опасающегося за будущее своей программы «Итоги» (она выходила на первом канале с 5 января 1992 года). «Он мне сказал, что есть некий человек (слова «олигарх» тогда еще не было), который готов финансировать создание канала, – рассказывает Малашенко. – Я отнесся к этому со скепсисом, но сказал, что готов встретиться. Скепсис мой был продиктован предыдущей встречей, с другим человеком. Вы помните, был уволен Егор Яковлев из «Останкино», и я какое-то время исполнял его обязанности, вскоре после чего, весной 1993 года, ушел. Яковлев предложил мне обсудить некий медиапроект с человеком по фамилии Березовский. Я не знал, была ли у него какая-то особая роль в 1993 году, но знал, что есть такой богатый, довольно эксцентричный человек. Ну хорошо, пошли мы обедать с Березовским. И он сказал, что это ему совсем неинтересно, что медиа как бизнес в России невозможен, а значит, никакого отношения к этому он – извините, Егор Владимирович, – иметь не будет. Я в разговоре фактически был наблюдателем, почти не участвовал в нем. И вот Березовский отказался, а что это за Гусинский, я вообще не знал. А Киселев, опасаясь за судьбу программы «Итоги», пришел к Гусинскому и предложил ее финансировать. Тот ответил, что программу все равно закроют, поэтому надо делать канал. Воодушевленный предложением, Киселев назвал мою фамилию, как человека, который может канал создать. Сначала я беседовал со Зверевым, потом мы встретились с Гусинским, который подтвердил, что готов финансировать канал, и назвал какие-то нелепо маленькие суммы финансирования и нелепо короткие сроки. Ну хорошо. Я согласился». (Читать интервью полностью.)

21 сентября в пресс-центре МИД прошла пресс-конференция компании, где выступили банкиры – представители «Группы «Мост», «Столичного» и «Национального кредита», которые, по сообщению «Коммерсанта», подчеркивали, что «являются равноправными партнерами в этом проекте (финансируя компанию не в форме прямых инвестиций, а в форме долгосрочных коммерческих кредитов)». «Начальник управления международных связей банка «Столичный» Александр Скворцов заявил, что участие финансовых структур в проекте объясняется, во-первых, коммерческими интересами, а во-вторых — стремлением «дать возможность высокопрофессиональным журналистам реализовать свои творческие возможности», а также «внести свой вклад в стабилизацию политической ситуации в стране», – отмечала автор газеты Наталия Осипова. – Особенный интерес вызывает взаимодействие коммерческих структур-учредителей с телекомпанией, которая призвана (чтобы оправдать статус «независимой») давать объективную и полную информацию. Банки-учредители, по словам г-на Скворцова, не собираются создавать «банковский канал» и будут контролировать только коммерческую деятельность телекомпании. В подтверждение этого первый заместитель генерального директора «Группы «Мост» Сергей Зверев заметил, что отношения с телекомпанией НТВ будут строиться так же, как они строятся сейчас с газетой «Сегодня». По словам Олега Добродеева, с самого начала с инвесторами шел жесткий разговор о невмешательстве в творческий процесс и кадровую политику. Перед началом вещания все сотрудники НТВ подпишут документ, в котором будут сформулированы основные принципы работы компании и этические нормы, обязательные для всех журналистов и технических работников телекомпании. Кроме того, контролировать эфирную политику компании будет попечительский совет, куда «вход политикам будет заказан». В концепции вещания телекомпании приоритет отдан информационным программам. По словам г-на Добродеева, НТВ намерена сотрудничать с агентством Reuters, используя его корреспондентскую сеть, и планирует открыть сеть собственных корреспондентских пунктов в крупнейших российских городах».

Фрагмент интервью Ирины Петровской и Олега Добродеева. «Независимая газета», 14 августа 1993.

Ранее в интервью Ирине Петровской Олег Добродеев так объяснял свой уход с первого канала «Останкино», где он возглавлял Информационное телевизионное агентство (ИТА), программу новостей, пришедшую на смену «Времени» после путча 1991 года. Информация «уже стремительно вытесняется публицистикой, пропагандой», говорил он, и «информация как таковая властям не нужна – им нужен инструмент сиюминутного политического воздействия и быстрого реагирования», а «поколение ныне здравствующих политиков воспитано в традициях программы «Время», оно с молоком матери впитало аксиому, что информация не может быть свободна от политики». «Но информация не должна вмешиваться в политику, не должна быть инструментом для сведения счетов, – продолжал он в интервью, – а сегодня все кому не лень пытаются использовать ее именно для этого. Не только информация – вообще телевидение сейчас рассматривается всеми политиками (неважно, какую вертикаль они представляют) как средство политической борьбы. При этом совершенно не учитывается, что большинство людей (и зрителей, и тех, кто работает в «Останкино») испытывает острейшее отравление политикой. Но главное: ТВ, которое могло бы в той драматической ситуации, которую мы переживаем, стать действительно важнейшим фактором общественной стабильности, стало важнейшим общественным раздражителем». Он говорит и о телефонных звонках, и о других способах давления на него. «Допустим, К. Боровой пишет президенту письмо с требованием уволить главного редактора ИТА за то, что мы не сняли какую-то очередную пресс-конференцию Партии экономической свободы, а потом с аналогичными требованиями выступают люди, совершенно противоположных политических симпатий, — рассказывает он. — Ситуация на ТВ давно перекрыла все возможные сюжеты из Салтыкова-Щедрина. Иногда хочется себя ущипнуть, потому что кажется, что все это происходит во сне, в принципе так не может быть! Приводят за несколько минут до эфира депутата Юшенкова: «Надо дать в «Новостях» его выступление. Ну, правда, мы тогда надолго охладили их пыл. Ведущая перед его выступлением сказала в эфир: «Вот тут мимо проходил депутат Юшенков»; потом коллектив ИТА выступил с резким заявлением против таких «заходов». Ну, так они перестали заходить в информационные программы и стали «заходить» просто в сетку вещания: минут на 25 «коротенечко» изложить свои взгляды. Причем, поскольку политикой сегодня занимаются двоечники, они не понимают, что большинство выступлений приносит больше вреда, чем пользы, тем, кто их инициирует. <…> сейчас журналисты вновь пытаются обнаруживать на экране свои политические взгляды, а нынешнее руководство «Останкино» это очень поощряет. Это опасно, непрофессионально и… неприлично». Он называл и причины, почему на ТВ стало неприлично работать: первая – «ТВ стало политическим коллектором, куда сливается вся грязь, которая творится в высших эшелонах власти»; вторая – «ощущение, что на ТВ сейчас можно купить практически все»; но самое страшное, что ждет ТВ, на его взгляд, – «период купленной политики». «ТВ можно сравнить с конфетным производством фабрики Бабаева, – говорит он. – Ну как заставить работающих у конвейера не есть конфеты? Уже сейчас можно, надавив, заставить ТВ сделать сюжет о любой мифической организации, о партии, состоящей из трех человек. В противном случае ты будешь обвинен в том, что осуществляешь политическое цензурирование». И, наконец, на его взгляд, «руководство «Останкино» напоминает заповедник гоблинов, а если ты имеешь дело с гоблинами, то неминуемо в какой-то момент уподобишься им. <…> Парадокс в том, что нынешнему руководству «Останкино» удалось то, что не удалось в свое время Ненашеву, не удалось даже Кравченко, как это ни странно, – свернуть ТВ в бараний рог».

Предполагалось, что консорциум банков выделит на проект несколько десятков миллионов долларов. И сейчас, спустя годы, Малашенко говорит в интервью: «Я помню, что за первые пятнадцать месяцев, начиная с 1 октября 1993-го года по конец 1994-го года мы истратили 30 миллионов долларов. И это — ровно тот бюджет, который я сверстал; верстал на 29,5 миллионов, и мы чудом попали».

«Первый миллион долларов уже выделен, – отмечает в те дни «Советская Россия». – По некоторым данным, зарплата корреспондента НТВ будет составлять 500 долларов в месяц. Разумеется, такое даже не снится сотрудникам телеканала «Россия» и телеканала «Останкино». Да, «независимость» в наше время стоит довольно дорого». Оппозиционная Ельцину газета очень критично относится к созданию НТВ. Автор П. Бекедин видит «желание создателей НТВ отобрать у «Останкино» аудиторию, ослабить влияние его на формирование общественного мнения». «Иными словами, речь идет о том, чтобы «нейтрализовать» 1-й канал и навязать мысль, что вполне можно обойтись и без него, – продолжает он. – Мы далеки от того, чтобы, с одной стороны, преувеличивать значение НТВ, а с другой – идеализировать работу «Останкино». Тем не менее считаем, что канал «Останкино», при всех его недостатках, был и остается главным каналом нашей страны. Журналисты этой компании в большинстве своем стремятся избегать крайностей и не участвуют в нагнетании общественно-политических страстей. И вот «Останкино» стало мешать новоявленным перестройщикам. Его хотят растащить, распродать. То здесь, то там слышатся призывы к тележурналистам покидать «Останкино». И все это происходит под знаком «независимости», под знаком экономии народных денег. История с НТВ показывает, что за «Останкино» (и за государственное телевидение в целом) взялись основательно». Смущает автора и «проегоряковлевская закваска» Игоря Малашенко, которая «заставляет нас с недоверием отнестись к его «независимому», «надпартийному» детищу», и тот факт, что «к НТВ повышенный интерес проявил А. Собчак, озабоченный сейчас прежде всего тем, чтобы «невыразительную» политику Б. Н. Ельцина и его команды сделать выразительной (в стиле «штурм унд дранг»), и в то же время мечтающий о победе на будущих президентских выборах». «Не исключено, что НТВ сможет удачно сочетать работу «на Б. Н. Ельцина» с работой «на А. А. Собчака» (впрочем, от одной из этих работ можно в подходящую минуту и отказаться)», – добавляет он, заключая: «Е. Киселеву и К° одного гостеприимства Беллы Курковой явно недостаточно. НТВ вело и ведет переговоры о приобретении эфирного времени на 4-м канале «Останкино». Да, этот канал стал лакомым куском для тех, кто мечтает о немедленном разгосударствлении отечественного телевидения, о приватизации электронных средств массовой информации, о безотказном манипулировании общественным сознанием. Как уже сообщалось, судьбой 4-го канала вплотную занимался В. Шумейко, обещавший «Группе «Мост» и И. Малашенко сделать все возможное для того, чтобы НТВ скорее заявило о себе».

Белла Куркова в 1992 году. Фото: Малышев Николай/Фотохроника ТАСС.

«До некоторого времени останкинское руководство занимало непримиримую позицию по отношению к намерениям телекомпании НТВ получить эфир 4 канала, — отмечает в те дни корреспондент «Коммерсанта» Наталия Осипова. — По некоторым сведениям, недавно отношение к НТВ некоторых руководителей «Останкино» изменилось. Вероятно, именно опасение потерять контроль над 4-м каналом и заставило Совет директоров обратиться к президенту. Эксперты отмечают некоторую двойственность позиции Совета директоров. Выступая против возможной монополизации ТВ коммерческими структурами, Совет директоров не способен, однако, решить проблемы бюджетной зависимости государственного телевидения без его акционирования с помощью тех же коммерческих структур. В нынешнем же положении несамостоятельное государственное ТВ рискует остаться жертвой чисто политических игр».

Однако вскоре канал НТВ стал вещать на четвертом канале. Этому предшествовали два президентских указа (и Малашенко рассказывает, почему президент подписывал указ дважды). «Мы сначала начали выходить вечером, а потом указ о передаче нам этого дела завизировал [руководитель второго канала] Олег Максимович Попцов, — рассказывал в свою очередь в интервью для YeltsinMedia Сергей Зверев. — Мы сидели у него пару часов, наверное, и я убеждал его, что история его не забудет, если он даст возможность развиваться новому телевидению. Очень долго я убеждал его завизировать этот указ. Потом я ехал визировать указ к [вице-премьеру Владимиру] Шумейко, а мне звонят и говорят — ты газету «Сегодня» читал? Я говорю — нет. Остановись и почитай. Я остановился, а там передовица — Михаила Владимировича Леонтьева, который просто по полной программе этого Шумейко… Можете себе представить, да, Мишу Леонтьева? Приезжаю к Шумейко, а перед ним газета «Сегодня», и он говорит: «Подожди секундочку, дело закончу одно». И тонко очерченным карандашом подчеркивает текст. А я сижу напротив него. Он так долго, внимательно читал, подчеркивал, положил карандаш, и сказал: «Так ты чего пришел?» Ну, завизировал в результате. Несмотря ни на что, он завизировал указ».

Читать о «четвертой кнопке» для НТВ.

  1. Бекедин, П. «Приемные дети Беллы Курковой». «Советская Россия», 28 сентября 1993.
  2. Осипова, Наталия. «Совет директоров обеспокоен коммерциализацией ТВ». «Коммерсант», 18 сентября 1993.
  3. Осипова, Наталия. «Пресс-конференция телекомпании НТВ. Банки гарантируют независимость телекомпании». «Коммерсант», 22 сентября 1993.
  4. Петровская, Ирина. ««На государственном ТВ сегодня работать неприлично«, – утверждает, покидая «Останкино», Олег Добродеев». «Независимая газета», 14 августа 1993.

 

 

Ранее:
Президент подписывает указ о РИА "Новости"
Далее:
Президент записывает телевизионное обращение к нации

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: