Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

В эфир петербургского канала выходит НТВ

Первая программа нового канала — «Итоги» Евгения Киселева.

Она появилась еще на «первой кнопке» 5 января 1992 года и выходила на нем до 19 сентября 1993-го, быстро обретя славу главной аналитической телепрограммы. В августе 1993 года Киселев впервые попал в список «100 ведущих политиков», составленный на основе ежемесячной экспертизы Службы изучения общественного мнения Vox Populi и «Независимой газеты».1 Киселев, с его 99-м местом, был не единственным представителем СМИ в рейтинге, там же значились главный редактор «Известий» Игорь Голембиовский (82-84-е место) и депутаты, одновременно — руководители первого и второго каналов: Вячеслав Брагин (51) и Олег Попцов (31). Со временем влияние Киселева только усиливалось.

Теоретик телевидения Валерий Цвик видел в переходе программы с канала на канал проблему. «Деятельность программы «Итоги» начиналась на первом государственном канале в качестве одной из бюджетных передач государственной редакции ИТА, — писал он несколько лет спустя. — Моделирование программы, штатное укомплектование лучшими творческими кадрами ИТА, постановка в прайм-тайм, а следовательно, «раскрутка» программы происходили за госсчет на государственном телевидении. Когда же программа встала на ноги, завоевала популярность, произошла незаметная для аудитории и руководства ТВ регистрация «Итогов» в Министерстве печати как самостоятельного средства массовой информации, затем последовал «конфликт» ведущего с государственным телевидением, приуроченный ко времени создания НТВ; он встает, берет папку и уходит со всей программой на частное ТВ. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном телевидении «Останкино». (Впрочем, через четыре года эта история в точности до наоборот повторяется с однофамильцем ведущего «Итогов» — [Дмитрием] Киселевым, успешно реализовавшим проект частной продюсерской фирмы «Dixi» — ток-шоу «Национальный интерес». Когда передача обрела популярность, [Дмитрий] Киселев перерегистрировал ее на собственную фирму и перешел под начало ВГТРК, вчистую переиграв частников «Dixi».)».2

По договору, при помощи Анатолия Собчака подписанному телекомпанией с пятым, петербургским каналом, на нем в 9 вечера ежедневно выходят три программы — ежедневная «Сегодня», субботняя «Намедни» и воскресная «Итоги». Аудитория пятого канала в это время составляет, по данным «Коммерсанта», 75 миллионов человек.3

«Уже в первых вышедших по НТВ «Итогах» (10.10.93), — писал позже завкафедрой телевидения факультета журналистики МГУ Георгий Кузнецов, — был допущен резкий выпад против руководителя «Останкино» В. Брагина: поводом стали споры насчет того, имел ли он право отключать вещание по первому каналу в ту октябрьскую ночь, когда шел штурм здания ТВ. Или не менее резкое суждение о М. Полторанине (28.11.93) в пору, когда тот выступал против разгосударствления Четвертого телеканала, на который претендовало НТВ». 4

«К 3 октября мы были более или менее готовы, но решили перестраховаться, перенесли первый эфир на 10-е,- рассказывал в интервью YeltsinMedia один из создателей канала Игорь Малашенко. — А дальше произошли известные события. Здание мэрии на Новом Арбате было захвачено, Останкино, скажем так, опечатано, но путч был подавлен, и 10 числа состоялся первый эфир телекомпании «НТВ» — программа Киселева на питерском канале. И я даже не был свидетелем исторического события, потому что был в это время в Каннах — нам срочно нужно было зарубежное кино». (Читать интервью полностью.) Главный редактор НТВ Олег Добродеев, как пишет «Коммерсант», сообщает в те дни корреспонденту, что «банковская группа «Мост» сохранила финансирование компании в прежнем объеме, несмотря на то, что в ходе октябрьских событий в Москве она понесла убытки в 1 млрд 700 млн рублей — ее офис находится в здании московской мэрии».5

В создании нового канала участвовали три крупных банка того времени — «Столичный», «Национальный кредит» и группы «Мост». Первые два из проекта выйдут через год. «Я помню, что за первые пятнадцать месяцев, начиная с 1 октября 1993 года по конец 1994 года, мы истратили 30 миллионов долларов, — говорил Малашенко. — И это — ровно тот бюджет, который я сверстал, верстал на 29,5 миллионов, и мы чудом попали». Спустя годы Евгений Киселев вспоминал в интервью с автором этих строк о роли владельца — Владимира Гусинского: «Для всех, кто работал на НТВ, это был добрый Дедушка Мороз. Который раз в год, в октябре, на корпоративный праздник что-нибудь дарил, премии выписывал, выдавал кредиты на покупку машин, квартир, повышал зарплаты. С 1993 года, кстати, повышение зарплаты происходило каждый год. Был, конечно, случай, когда и понизили зарплаты — процентов на 20, но только наиболее оплачиваемым сотрудникам — после дефолта 98-го года. Зато даже в кризисные месяцы платили аккуратно и привезли банкомат «Мост-Банка» — тогда же была проблема снять наличные с карточки, особенно с валютных счетов. И, чтобы люди не давились в очередях и не отвлекались от работы, прямо в «Останкино» притащили банкомат» (читать интервью полностью).

Конкуренты и ревностные наблюдатели связывали успех канала с его обильным финансированием. «Разговор о деньгах как источнике всех успехов НТВ ведется постоянно, — писал позже Георгий Кузнецов. — Сначала говорили о высоких зарплатах (да еще в «зеленых»!), которыми, дескать, сманили с ТВ-1 лучших журналистов. Затем — о щедрости в покупке для показа лучших зарубежных и отечественных лент. Даже газета «Известия», ценящая НТВ за его творческие достижения, интервью с руководителем редакции художественных программ, занимающейся формированием кинорепертуара, озаглавила «Было бы что купить — и НТВ не пройдет мимо» (8.04.94). В подобных разговорах сквозит раздражение и обида. Действительно, на госТВ зарплаты сегодня ниже, чем на НТВ. (Правда, многие ушлые телевизионщики компенсируют ее «левыми» доходами от заполонившей экраны рекламы.) И фильмы, демонстрируемые в эфире, не такого высокого качества. Но достаточно проанализировать и новостные, и кинематографические программы НТВ, чтобы понять: не в деньгах тут дело. Если уж искать непременно корыстные причины, то они, скорее всего, в разбуженном на НТВ авторском самолюбии, кураже, который позволяет журналистам, что называется, прыгнуть выше головы. Достаточно сравнить «Сегодня» с «Вестями» («Россия») или «Временем» (ТВ-1), чтобы убедиться в этом».6

Что же отличало НТВ? «Один из принципов работы новой компании — предоставление журналистам абсолютной свободы в выборе информационных приоритетов и формировании программ, — сообщает в те дни «Коммерсант». — <…> Независимость мнений и оценок была подана как нечто само собой разумеющееся, а внешняя неангажированность выгодно отличала эту передачу от всех политических комментариев прессы последней недели. Можно предположить, что если на месте прежней оппозиции нам суждено в скором времени увидеть другую, то говорить она будет именно устами Евгения Киселева, делая это, разумеется, и достойнее, и умнее, чем предыдущие оппоненты правительства. Во всяком случае, после исчезнувшей из этого же канала десятиминутки Невзорова «Итоги» производят впечатление профессионализма и хорошей информированности».7 (Программа «600 секунд», находившаяся в оппозиции президенту, была закрыта 5 октября.) А Георгий Кузнецов, анализируя новости канала, отмечал их три черты: подчеркивание авторства выпусков («Сегодня с Михаилом Осокиным» или «с Татьяной Митковой»), основательность сюжетов и отсутствие торчащих «ушей» тех, кому новости выгодны («Никогда прежде мы не имели столь объективную информацию в эфире», — писал он.) и упор на личности репортера («Сегодня там работают такие мастера репортажа, как В. Лусканов, В. Кара-Мурза, Е. Масюк, А. Зараелян, А. Герасимов, М. Светличный, П. Орлов, Э. Мацкявичюс», — отмечал критик.).8

В самом начале на канале работали, по выражению Евгения Киселева, «совсем неоперившиеся мальчики и девочки — после журфака». «Все это поколение журналистов, которое уже рассеяно по разным каналам — Вадим Глускер, Марианна Максимовская, Алим Юсупов, Андрей Черкасов, Павел Лобков (и список можно было бы продолжить), было очень юным, — говорил он в интервью с автором этих строк годы спустя. — Не было ни одного человека, которому исполнилось бы тогда, в начале пути НТВ, хотя бы 25. Некоторые уже работали, а все не могли доучиться на журфаке МГУ, дописать диплом. Приходилось навещать Ясена Николаевича Засурского, просить отнестись к ним с должным пониманием и максимально возможной мерой либерализма. Постепенно, к 1995-му, когда нас застала врасплох чеченская война, большинству этих ребят пришлось мотаться туда вахтовым методом, работать военными корреспондентами. И тогда НТВ вышло уже на некий стандарт информационного качества, которое ничуть не уступало любой серьезной западной телекомпании, которая следует своим традициям десятилетиями».

Одним из самых узнаваемых лиц канала НТВ стал Леонид Парфенов. Его программа «Намедни», еще производства телекомпании АТВ, появилась на втором канале в ноябре 1990 года, но, просуществовав всего несколько месяцев, была закрыта после январских событий в Литве 1991 года.

На НТВ она выходила с первых дней существования канала, несколько раз меняла формат и была закрыта по цензурным соображениям в 2004 году, при гендиректоре Николае Сенкевиче.

У НТВ долгое время существовала репутация независимого, лучшего информационного канала. Говоря об отличиях программы «Сегодня» и об отсутствии в ней знакомых для телевидения штампов, Георгий Кузнецов отмечал: «Нет ставших за многие годы привычными пороков отечественной телеинформации — сообщений о тех событиях, которые кому-то из власть предержащих кажутся очень важными и появляются на экране в результате «телефонного права», пафосных комментариев, заменяющих сообщение о реальных фактах, суконного, канцелярского языка, переполненного газетными штампами и ничего не значащими выражениями, фигур умолчания, возникающих из-за политических (и даже уже — групповых, партийных) причин. Всего этого — и многого другого, с чем прекрасно знаком наш отечественный зритель, живший прежде в пору, когда существовала лишь одна разновидность государственного, партийного ТВ, — на НТВ нет по определению».9

Впрочем, о том, что телевидение не могло находиться вне поддержки одной из сторон в политической жизни, в интервью YeltsinMedia рассказывал еще один из основателей канала, Сергей Зверев. «Мы с вами говорим о 1993 годе, — вспоминал он, — а это — октябрьские события, первые выборы Думы… В этот момент интуитивно кого поддерживать? «Выбор России», потому что «Выбор России» — это Гайдар и Чубайс. Против кого? Против коммунистов, против Зюганова. Хотя мы и с Зюгановым общались. И были, впрочем, люди, которых мы точно так же поддерживали — и Шохина Александра Николаевича, и Сережу Шахрая» (читать интервью полностью).

Годы спустя Виктор Шендерович так оправдывал «информационные «откаты»», которыми занимался Гусинский. «Никакой федеральный телеканал в России не мог появиться без отмашки власти и существовать без информационных «откатов» тоже не мог, — писал он в книге «Здесь было НТВ». — Обвинять в этом Гусинского, разумеется, можно и даже нужно — с тем же основанием, с каким наших футболистов, играющих вместо зеленого поля в луже, можно обвинять в том, что они грязные с ног до головы. Гусинский играл по этим правилам, балансируя на компромиссах и срываясь в политические игры. Он был бизнесмен — и хотел зарабатывать деньги. В России для этого надо вертеться возле власти — то есть ежеминутно барахтаться в грязи. Но есть в философии такое классическое понятие — пограничная ситуация. Минута, когда компромиссы переходят некую черту, и человек должен либо потерять свою сущность, либо остаться собой — и умереть. Такой пограничной ситуацией для НТВ стала чеченская война. Не знаю, читал ли Гусинский Сартра (думаю, что как выпускник режиссерского отделения ГИТИСа — должен был), но если и не читал, то все равно поступил как экзистенциальный герой. Интуитивно, что еще дороже».10

О том, какая борьба происходила за частоту, на которой 17 января 1994 года стало выходить НТВ, см. 22 ноября.

 

  1. Москвин, Артемий. «100 ведущих политиков России в июле». «Независимая газета» 4 августа 1993.
  2. Цвик, В. Л. «Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка (Два «передела» телевизионной собственности)». Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 3.
  3. Белопольская, Виктория. «НТВ предложено сменить канал. Игорь Малашенко рискует потеснить Эдуарда Сагалаева». «Коммерсант», 11 ноября 1993.
  4. Кузнецов, Г. «Новое? Независимое? Нет нормальное!»// Вартанов, А. С. «Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие». Москва, КДУ, Высшая школа, 2003.
  5. Владыкин, Александр; Осипова, Наталия. «‘Итоги’ подводит вторая столица. Дебют компании НТВ». «Коммерсант», 12 октября 1993.
  6. Кузнецов, Г. «Новое? Независимое? Нет нормальное!»// Вартанов, А. С. «Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие». Москва, КДУ, Высшая школа, 2003.
  7. Владыкин, Александр; Осипова, Наталия. «‘Итоги’ подводит вторая столица. Дебют компании НТВ». «Коммерсант», 12 октября 1993.
  8. Кузнецов, Г. «Новое? Независимое? Нет нормальное!»// Вартанов, А. С. «Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие». Москва, КДУ, Высшая школа, 2003.
  9. Кузнецов, Г. «Новое? Независимое? Нет нормальное!»// Вартанов, А. С. «Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие». Москва, КДУ, Высшая школа, 2003.
  10. Шендерович, Виктор. «‘Здесь было НТВ’, ТВ-6, ТВС и другие истории». «Захаров», 2004.
Ранее:
Президент подписывает указ о награждении журналистов орденом "За личное мужество"
Далее:
Минпечати закрывает пятнадцать оппозиционных, коммунистических, националистических газет и приостанавливает выпуск еще трех

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: