Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Минпечати закрывает пятнадцать оппозиционных, коммунистических, националистических газет и приостанавливает выпуск еще трех

Закрытие происходит  распоряжением № 183 министерства печати, за подписью заместителя министра  Давида Цабрия.

Главный редактор газеты «День» Александр Проханов 12 мая 1993 года, после заседания по иску Мининформпечати Российской Федерации о прекращении деятельности газеты «День» в Дзержинском районном народном суде Москвы. Нетелев Роберт/ Фотохроника ТАСС.

Как говорится в распоряжении, принято решение прекратить издание газет «День», «Газета духовной оппозиции», «Народная правда», «Русское дело», «Русское воскресенье», «Русские ведомости», «Русский пульс», «Русский порядок», «За Русь», «Наш марш», «Националист», «Русское слово», «Московский трактор», «Русской союз», «К топору» и передачи НТК «600 секунд», против которых возбуждаются уголовные дела.

Содержание их материалов, считают в Минпечати, в значительной мере способствовало дестабилизации обстановки во время массовых беспорядков в Москве в конце сентябряначале октября 1993 года и организации мятежа.

Международное сообщество писателей, которое было одним из учредителей «Газеты духовной оппозиции», отказалось от ее учредительства.

Против порнографической газеты «Еще» возбуждено уголовное дело, и до решения вопроса ее издание и распространение приостановлено.

Главные редакторы газет «Правда» и «Советская Россия» освобождены от занимаемых должностей. После перерегистрации выход этих изданий будет возобновлен под другими названиями.

Газета «Гласность» закрыта как не прошедшая перерегистрацию.

Газете «Русский вестник» предложено пересмотреть концепцию издания и пройти перерегистрацию, после чего издание газеты будет возобновлено.

Накануне публикации этого приказа в министерство приглашены заместители главных редакторов крупнейших оппозиционных газет, которые и так в эти дни не выходят в свет: «Правды» (с 3 октября) и «Советской России» (с 4 октября). «Минпечати предъявило оппозиционным газетам ультиматум, подлежащий исполнению в течение нескольких часов, — сообщает в те дни «Коммерсант». — По словам главного редактора газеты «Советская Россия» Валентина Чикина, трудовому коллективу было в категорической форме предложено сменить название газеты, сменить главного редактора, сменить концепцию газеты, объясниться с читателями в связи с невыходом газеты и убедить их в «необходимости реализации предыдущих пунктов» и, наконец, перерегистрировать газету. По словам г-на Чикина, на рассмотрение данных требований редакции было выделено два часа. Заместитель главного редактора газеты г-н Яковенко был предупрежден сотрудниками управления по защите средств массовой информации, что в случае отказа газета может быть закрыта. Вскоре министерство подтвердило серьезность своих намерений. По словам г-на Чикина, в 16.40 он получил по факсу приказ, подписанный заместителем министра Давидом Цабрия, «об освобождении от должности главного редактора В. В. Чикина». По словам самого г-на Чикина, в редакции состоялось экстренное собрание трудового коллектива, являющегося учредителем газеты. Сотрудники «Советской России» расценили случившееся как «грубый шантаж и нарушение Закона о средствах массовой информации». Выбор названия, решение кадровых вопросов и определение содержания является, по мнению журналистов, «исключительной прерогативой читателей и творческого коллектива». Собрание трудового коллектива газеты отвергло все требования министерства печати».1

Группа журналистов и читателей газет «Правда», «Советская Россия», «Гласность» во время пикета 25 марта 1992 года за соблюдение указа Президента России Б. Н. Ельцина о дотировании прессы. Кузьмин Валентин/ Фотохроника ТАСС.

В те же дни октября 1993-го министерство печати требует (также под угрозой закрытия «Правды») и отставки ее главного редактора, Геннадия Селезнева. Он спустя годы так описывал ситуацию автору этих строк: «Когда нас после расстрела Белого дома закрыли, то обвинили, что мы были пособниками Верховного совета, — говорил он. — <…> [Мы и] были. Деньги собирали в «Правде», чтобы поддержать людей [внутри Верховного Совета]. Наши сотрудники покупали колбасу, хлеб и, куда можно было подъехать, подъезжали. Шли мимо кордонов с колючей проволокой, чтобы передать еду. Кто за пазухой, кто как. Конечно, мы были на той стороне. И нас, естественно, сразу прихлопнули, как только Верховный совет расстреляли. Причем Шумейко тогда было сказано, что, пока Селезнев главный редактор, газета выходить не будет. Провели собрание журналистов. Я сказал, что на пути газеты шлагбаумом не буду. Я ушел, и на следующий день газете разрешили выходить».2

В день получения ультиматума от министерства Селезнев говорит журналисту, что собрание коллектива провести не удалось — не было кворума, поэтому состоялось лишь «экстренное совещание». «Требования министерства печати сотрудниками газеты, по словам Геннадия Селезнева, были расценены примерно также, как и в «Советской России», — отмечает «Коммерсант», — однако в связи с отсутствием значительной части коллектива совещание решило «принять к сведению требования министерства», собрать полномочное собрание коллектива при участии собкоров и соучредителей газеты — издательской фирмы «Правда Интернэшнл». Совещание также сочло необходимым участие в собрании представителя министерства, который должен будет назвать законные причины требований министерства. В «Правде» также приняли решение сформировать рабочую группу для ведения дальнейших переговоров с министерством». В 18.00 в редакцию поступил по факсу приказ Цабрия, которым он увольнял Селезнева и вместо него назначал редактором заместителя Селезнева Александра Ильина.3

Однако собрание учредителей газеты «Правда», то есть ее коллектива, все же проводится. Оно проходит 26 и 27 октября, и на нем вместо Селезнева избран новый главный редактор — Виктор Линник, заместитель главного редактора по международной проблематике, бывший корреспондент в Вашингтоне и Нью-Йорке, сотрудник газеты с 1980 года. Он пробудет в должности до января 1994 года, когда разгорится скандал о том, кому принадлежит «Правда», с новым, греческим владельцем газеты. Селезнев же на декабрьских выборах 1993 года будет избран депутатом Государственной думы, а через пару лет станет ее спикером, консолидируя коммунистов в голосованиях против законопроектов, внесенных президентом.

На следующий день после собрания в «Правде», 28 октября, Мининформпечати издает приказ №215, которым возобновляет выпуск «Правды». Возможность подписаться на газету возвращает замгендиректора Федерального управления почтовой связи В. Шелихов, ссылаясь на этот приказ министерства. И 2 ноября ее выпуск возобновляется. В этом первом выпуске в газете опубликованы фрагменты из письма Джери Лэйбер, исполнительного директора HelsinkiWatch, подразделения Human Rights Watch, к президенту России. «Мы глубоко озабочены стремлением вашего правительства контролировать освещение средствами массовой информации трагических событий в Москве и их последствий, включая временное закрытие тринадцати оппозиционных газет, — говорится в письме. — Эта тенденция впервые проявилась 28 сентября, когда милиция отказалась пропустить журналистов к Белому дому. Этот запрет был снят через несколько дней. Тем не менее в течение первых двух дней после событий 4 октября главные российские газеты подвергались цензурированию. Судя по распоряжению заместителяминистра печати и информации №183, выпуск газет был приостановлен по той причине, что они «поддерживали противоправную деятельность… объединений… принимавших участие в массовых беспорядках и иных противоправных действиях в г. Москве».  Формулировка этого распоряжения представляется нам туманной и произвольной, и результатом его исполнения, наряду с передачей «Российской газеты» под юрисдикцию Совета Министров и закрытием телевизионной программы «600 секунд», стала практически полная невозможность для выражения оппозиционных мнений в средствах массовой информации России. Отсутствие свободы выражения для оппозиции вызывает серьезную озабоченность о приверженности свободе выражения в России в целом, гарантированной статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах».4

В те же дни прекращает свое существование третья самая заметная оппозиционная президенту газета — «День». На ее месте 5 ноября Александр Проханов регистрирует новую — газету «Завтра».

10 ноября Давид Цабрия объявил, что министерство подало в суд иск о закрытии газет «День» и «Советская Россия». В то же время он сказал, что никакого суда в отношении других газет, которые министерство считает «фашистскими», не будет, а закрыты они в силу международных юридических обязательств. «Осталось непонятным, почему министерство, которое периодически характеризовало газету «День» как фашистскую, не включило ее в этот список», — отмечали составители бюллетеня Post-Soviet Media Law and Policy Newsletter.5

Вскоре «Советская Россия» выиграла суд против министерства печати в Свердловском районном суде, в который обратились Валентин Чикин и его заместитель Юрий Николаев, требуя отменить приказы Цабрия об их увольнении. Как отмечал «Коммерсант», юрисконсульт отдела судебной практики Мининформпечати Оксана Шаврина, говоря о праве Мининформпечати снять руководство до окончания действия чрезвычайного положения, ссылалась на указы президента «О поэтапной конституционной реформе» и «О чрезвычайном положении».6 Приостанавливая выпуск газеты, Давид Цабрия считал, что «Советская Россия» нарушала ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», разжигая социальную и национальную рознь,и призывала к свержению законного строя. «Но на судебном заседании ответчик не представил фактов, доказывающих это утверждение», — отмечал «Коммерсант».7 «Юрий Николаев в свою очередь объяснил корреспонденту «Ъ», что «Советская Россия» — независимая газета, и Министерству печати она не подчиняется. Поэтому состав редколлегии, ее руководство и позиция газеты — внутреннее дело редакции и ее читателей. Он опроверг бездоказательные утверждения ответчика о том, что его газета «призывала к вооруженному свержению конституционного строя»».8

Кроме того, по подсчетам редакции, газета понесла убытки в размере 1 млрд рублей, так как потеряла подписку и была отстранена от участия в предвыборной кампании. Несмотря на отмену чрезвычайного положения, арест со счета газеты в Московском индустриальном банке снят не был, а издательство «Пресса» отказалось печатать газету.9

Она смогла вновь выйти в свет только в середине декабря.

Главный редактор газеты «Советская Россия» Валентин Чикин и газеты «День» (позже — «Завтра») Александр Проханов в 2003 году. Фото Светланы Соколовой (ИТАР-ТАСС).

Валентин Чикин и сегодня, 25 лет спустя, руководит газетой «Советская Россия». Но спустя годы, согласившись говорить с автором этих строк об эпохе Михаила Горбачева в контексте СМИ, он наотрез отказался говорить о Борисе Ельцине. «Он был в большей степени диктатором, чем тот же самый Горбачев», — только и сказал Чикин (читать интервью с ним).

Что касается остальных коммунистических и националистических газет, то старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Генпрокуратуры России Геннадий Гоманов вскоре потребовал от Министерства печати и информации либо возобновить деятельность запрещенных изданий, либо представить 2 предупреждения для обращения в суд.10

  1. Зайченко, Герман; Клин, Борис. «Ультиматум Mинистерства печати России. Министерство печати начало «черновой процесс»». «Коммерсант», 14 октября 1993.
  2. Ростова, Наталия. «Геннадий Селезнев, главный редактор «Комсомольской правды» (1980-1988), «Учительской газеты» (1988-1991) и «Правды» (1991-1993). ‘Я не очень понимал, когда насаждалось западничество. Мы считали, что у России — свой путь, и демократия — своя, по-российски сделанная, и нельзя так ничего чужого перенимать’». «Рождение российских СМИ. Эпоха Горбачева». http://gorbymedia.com/interviews/seleznev
  3. Зайченко, Герман; Клин, Борис. «Ультиматум Mинистерства печати России. Министерство печати начало «черновой процесс»». «Коммерсант», 14 октября 1993.
  4. Без подписи. «Джери Лэйбер пишет президенту России». «Правда», 2 ноября 1993.
  5. Post-Soviet Media Law and Policy Newsletter. Vol.1 No.2, November 17, 1993.
  6. Без подписи. «Следствие/приговоры». «Коммерсант», 2 ноября 1993.
  7. Кобич, Андрей. «»Советская Россия» судится с Минпечати. Газета расценила нанесенный ущерб в 1 миллиард рублей». «Коммерсант», 24 ноября 1993.
  8. Без подписи. «Следствие/приговоры». «Коммерсант», 2 ноября 1993.
  9. Кобич, Андрей. «»Советская Россия»судится с Минпечати. Газета расценила нанесенный ущерб в 1 миллиард рублей». «Коммерсант», 24 ноября 1993.
  10. Зайченко, Герман. «Ситуация вокруг запрещенных газет. Министерство печати заняло уязвимую позицию». «Коммерсант», 19 октября 1993.
Ранее:
В эфир петербургского канала выходит НТВ
Далее:
В «Независимой газете» опубликована статья диссидентов против Бориса Ельцина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: