Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

В эфир выходит программа Леонида Парфенова «Намедни. 1961—1991»

Предыдущая версия — «Намедни», была одной из первых трех программ канала НТВ, который появился в эфире 10 октября 1993 года.

Скриншот заставки «Намедни-1961».

«На отечественном ТВ — мода на ностальгию по советскому прошлому, — отмечает в «Новейшей истории отечественного кино Владислав Орлов. – Глеб Скороходов ‘в поисках утраченного’ воскрешает мифы сталинского кино. Григорий Гурвич в ‘Старой квартире’ реконструирует ушедший безвозвратно быт, в бесчеловечности которого тем не менее каким-то образом процветали душевная теплота, взаимовыручка, любовь и крепкая мужская дружба. Ставка беспроигрышна: другой молодости у большей части аудитории не было и, что характерно, никогда не будет: так что со слезами на глазах вспоминают ту, которая все же была. Леонид Парфенов, один из авторов ‘Старых песен о главном’, запускает новый проект о ‘великой эпохе’ — многосерийную хронику ‘Намедни. Наша эра’. Все опять же просчитано точно: ажиотаж саморазоблачений ушел в прошлое, в конечном итоге гражданам приятнее осознавать, что у них была История, которую можно даже назвать Эрой, — нежели окончательно уверовать в то, что отцы, деды, да и они сами оставили в ХХ в. лишь смрадную свалку из ошибок, заблуждений и массовых преступлений перед человечеством. Предполагается, что сериал, начавшийся с пика ‘оттепели’, завершится годом распада советской империи. Каждая серия открывается ударной фразой ‘События, люди, явления, определившие образ жизни. То, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять’, которую ведущий произносит перед тем, как элегантно воссесть на раскладную лестницу архивариуса в окружении каталожных ящичков зеленого цвета (художник программы Елена Китаева). За 36 минут перед зрителем ураганом проносятся важнейшие события одного года — от запуска ракет и войн до каблучков-шпилек и хула-хупа. Экран разделен на несколько частей, в каждой из которых происходит свое действие: в одном углу идет хроника, в другом — мультфильм, в третьем — просто перевернутое изображение и т. д. Сам Парфенов не только прогуливается по местам действия — поворачивает штурвал Братской ГЭС, бредет босиком по кубинскому берегу, забирается на Берлинскую стену, — но и с помощью компьютерного монтажа заряжает ружье Никите Хрущеву, прикуривает у Фиделя Кастро и целуется с Мэрилин Монро (режиссер программы Джаник Файзиев). Происходящее комментируют эксперты: Егор Гайдар, Сергей Караганов, Анатолий Стреляный и Рената Литвинова (позже ее заменит Татьяна Друбич). Один из самых трудоемких и дорогостоящих российских телепроектов сразу же попадает под прицел критики. Программу называют ‘аттракционом ‘колесо обозрения’, ‘тасуемой из карт-‘событий’ колодой’, а самого Парфенова корят за то, что ‘более чем следует демонстрирует себя, появляясь на телеэкране с частотой диктора информационной программы’. Тем не менее ‘Намедни. Наша эра’ становится первой и до конца века единственной телевизионной хроникой отечественной истории второй половины столетия».[note]Орлов, Владислав «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст». Т. VII. СПб, Сеанс, 2004.[/]

Ранее:
Президент назначает Николая Сванидзе главой ВГТРК
Далее:
Президент России зачитывает послание Федеральному собранию