Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Газпром покупает 30% акций НТВ

Группа «Мост», владеющая НТВ, сохраняет контроль за собой и создает первое абонентное телевидение.

Генеральный директор группы Владимир Гусинский заявляет на пресс-конференции, что привлечение инвестиций связано с новым проектом — «НТВ-плюс», который предполагает создание пяти спутниковых телеканалов – двух киноканалов, а также новостного, спортивного и музыкального. «Председатель правления РАО ‘Газпром’ Рэм Вяхирев заявил, что концерн ‘ищет пути общения с миллионом своих акционеров, в том числе и по телевидению’, — отмечает «Огонек». — Вяхирев не исключил возможность сотрудничества и «с серьезными» печатными СМИ».1

«В апреле 1996 года представители телекомпании НТВ впервые официально заявили о том, что к сентябрю НТВ планирует сделать пять спутниковых каналов, — отмечает в те дни телевизионный обозреватель «Коммерсанта» Наталья Осипова. — По слухам, для реализации этого масштабного проекта телекомпания намеревалась привлечь западные инвестиции. Между тем НТВ и группе ‘Мост’ удалось найти партнера в России. Вчерашнюю новость смело можно назвать сенсацией: крупный пакет акций НТВ, принадлежавший группе ‘Мост’, приобрело РАО ‘Газпром’. <…> Спутниковый проект ‘НТВ+’ — весьма дорогостоящий по российским телевизионным меркам: на первом этапе требуется $170-180 млн, и компания НТВ и группа ‘Мост’ долго искали инвесторов. Причем в банковских и телевизионных кругах упорно говорили о причастности к проекту НТВ телевизионного магната Руперта Мэрдока, который давно планировал начать спутниковое вещание в России. Главный продюсер НТВ Алексей Цыварев подтвердил, что переговоры с западными партнерами велись, в том числе и с Мэрдоком: ‘Я бы назвал эти переговоры вялотекущими. Они не прерваны’».2

Телекритик «Известий» Ирина Петровская рассказывает, что принимать новые каналы можно при помощи специальной приставки за $150, а ежемесячная абонентная плата составит $10. «Между тем на предвыборном фоне альянс «Газпрома», «Моста» и НТВ воспринимается прежде всего как показательная политическая акция — представители крупного капитала, объявляя о долговременном и дорогостоящем проекте, как бы дают понять, что не сомневаются в благоприятном для них исходе выборов, — отмечает она. — С другой стороны, вхождение ‘Газпрома’ в состав учредителей НТВ отчасти подтверждает циркулирующие во властных и телевизионных кругах слухи о грядущем после выборов (опять же – при благоприятном их исходе) новом пересмотре всего телевещательного пространства России. Мало кто знает, что РАО ‘Газпром’ значится в составе учредителей телекомпании ОРТ (3 процента акций в уставном капитале), а президент ‘Газпрома’ Рэм Вяхирев входит в совет директоров вышеупомянутой компании. Антимонопольное законодательство не мешает кому бы то ни было быть учредителем сразу двух телекомпаний, вещающих на разных частотах: президент «ЛогоВАЗа» Борис Березовский является одновременно акционером и заместителем председателя совета директоров ОРТ, а также акционером канала ‘ТВ-6 Москва’.

Но при этом доподлинно известно, что Березовский в отличие от Вяхирева активно участвует в деятельности обеих телекомпаний. На ОРТ он вообще остался единственным инвестором. ‘Газпром’ же за год с лишним существования ОРТ только единожды поучаствовал в его непростой экономической судьбе. Известно и то, что в скором будущем состав акционеров и совета директоров ОРТ претерпит изменения. В учредителях ОРТ по-прежнему значатся РГТРК ‘Останкино’, ликвидированная указом президента, Ассоциация независимых телепроизводителей, официально отказавшаяся от участия в составе акционеров, а также некоторые лица и структуры, доказавшие, мягко говоря, свою некредитоспособность. Перераспределение акций и появление новых учредителей неминуемо приведут и к перераспределению политического влияния на первом канале некоторых весьма заметных сегодня персон (если, конечно, в ОРТ сохранится прежняя форма собственности). Фактическое неучастие «Газпрома» в финансовых проблемах ОРТ и неожиданное вступление его в состав акционеров НТВ воспринимается независимыми экспертами как первый признак грядущего передела отечественной системы вещания».3

  1. Без подписи. «Рэм Вяхирев: телевизор должен работать на газе…». «Огонек», 23 июня 1996.
  2. Осипова, Наталья. «РАО ‘Газпром’ становится акционером НТВ. Новый акционер телекомпании». «Коммерсант», 8 июня 1996.
  3. Петровская, Ирина. «НТВ нажимает на газ». «Известия», 14 июня 1996.
Ранее:
Проходит вторая церемония «ТЭФИ»
Далее:
В «Независимой газете» выходит анонимная статья о боевых дружинах КПРФ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: