Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Сергей Корзун уходит с поста главного редактора «Эха Москвы»

Два года радиостанция проживет без главного редактора.

Сергей Корзун на одном из собраний Московской хартии журналистов. Кадр из фильма Маши Слоним «Тяжкое бремя свободы».

«Был в это время некий необязательный ‘редакционный совет’, который я возглавлял, – говорит сейчас Корзун с улыбкой о том времени. – Чтобы все начальники не перессорились между собой». По его словам, согласно «трудовой книжке» он был назначен на должность «ведущего программ» 1 февраля 1996 года, «это и есть момент сложения моих полномочий как главного редактора, — говорит он. — Сделал себе подарок на 40-летие».

До 1998 года «Эхом» будут руководить два его бывших заместителя – Алексей Венедиктов и Сергей Бунтман, и только тогда главным будет назначен Венедиктов, который остается в этой должности уже больше 20 лет. «Главным редактором я был избран 18 марта 1998 года, – говорит он в интервью YeltsinMedia, которое опубликовано в этом выпуске. – Хорошо помню, потому что в тот же день сделал предложение Ленке, и у меня был двойной праздник – совместил станцию и семейную жизнь. Мы тут же в апреле поженились. А до этого у нас два года не было главного редактора, так как в 1996-м ушел Корзун, и я был редактором информации, а Бунтман – директором программ. <…> Как-то мы думали, что Корзун перебесится и вернется. Он ушел не пойми куда, и мы думали: ну, сошел с ума, ну, бывает, но это – его радио. Хер с ним, ждем. И так – два года. Потом у нас в 1998-м рейтинги упали ниже 2 %, доходов – ноль, уже народ разбегался, Федутинов бесился, что нет рекламы, и – два начальника: я двигаю информационную службу, а Серега двигает свои программы, по культуре в основном. А я эту культуру ненавидел, и, когда я слышу слово ‘культура’, я вспоминаю Сергея Бунтмана. Тогда Бунтман сказал: давай я тебя выдвину, надоело. Давай ты – меня, а я – тебя, говорю. Он отвечает: ‘Я тебе клоун, что ли? Мы выдвигаем тебя, я – твой первый зам, идем парой’». (Читать интервью полностью.)

В интервью, взятом автором этих строк в 2009 году, Корзун отрицательно ответил на вопрос о том, не уходил ли он от владельца «Эха» Владимира Гусинского. «В конце 94-го кредитная линия была открыта, – говорил он. – ‘Эхо’ к тому моменту переехало в здание, которое принадлежало мэрии, договорились как-то с Лужковым на очень выгодных условиях аренды. Да и у Гусинского были хорошие отношения с Лужковым, что уж тут скрывать. И поработал я с большим удовольствием – набрал новых сотрудников, отстроил и распределил помещения. И честно в начале 95-го сказал, что через год уйду с поста главного редактора. А ведущим так и остался, брал интервью».1

Помимо этого Корзун стал работать и на телевидении – сначала на АТВ, а потом – на Ren-TV.

Сергей Корзун и Алексей Венедиктов во время гражданской панихиды по политическому обозревателю «Эха Москвы» Андрею Черкизову. Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

Так же, как и Венедиктов, он говорил, что с появлением нового владельца в конце 1994 года на «Эхе» мало что изменилось с точки зрения редакционной политики – Гусинский не вмешивался в деятельность станции. «С точки зрения идеологии, на самом деле, при Гусинском не изменилось ничего, — отмечал он. – По-моему, он ‘Эхо’ даже не слушал – всецело был занят НТВ. Так что, может, и хотел проконтролировать, но не мог. Да и вообще, в этом отношении он не был жестким. А вот с точки зрения бизнеса изменения, конечно, произошли. Уставной капитал был небольшой и нам давалась кредитная линия на несколько лет. Мы могли и передатчик поставить, и редакцию развить. Все свои обязательства ‘Мост’ выполнил абсолютно, и, по-моему, тело кредита уже в конце 90-х ‘Эхо’ выплатило. На текущую самоокупаемость, а потом и на прибыль вышли быстро… Так что к Гусинскому у меня никаких претензий. С деньгами все было организовано четко. Есть только философская претензия, пожалуй. Как он мог включить в единый пакет ‘Моста’ ‘Эхо’, которое само создавалось, в отличие от остальных его активов? Наверное, мы смогли бы как-то выкупиться, если бы этот пакет, включая ‘Эхо’, не отошел государству, а вот из лап ‘Газпрома’ уже не так-то просто… Хотя, с другой стороны, если бы в лапах не были, неизвестно еще, терпели бы ‘Эхо’ или нет, – так хоть видимость управления со стороны государства есть. Но это философский разговор». (Читать интервью полностью.)

  1. Ростова, Наталия. «’Изменили ли мы сознание слушателей? Не думаю’. Главный редактор ‘Эха Москвы’ (май 1990–февраль 1996) Сергей Корзун». Slon.ru/ Republic.ru, 8 сентября 2009. https://republic.ru/posts/12630
Ранее:
ВОЙНА В ЧЕЧНЕ: Борис Немцов рассказывает о подписях, собранных против войны в Чечне
Далее:
В Давосе российский бизнес решает поддержать Ельцина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: