Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Как живется бывшей официальной газете КПСС? Проблемы оппозиционной газеты «Правда»

Старейшая коммунистическая газета — «Правда», выходившая с 1912 года, при смене власти в стране начала испытывать проблемы, поначалу — финансовые, затем — политические, с министерством печати правительства Ельцина, а позже — и акционерные.

Главный редактор газеты «Правда» Виктор Линник и фотокорреспондент Майя Скурихина. Фото Виктора Созинова /ИТАР-ТАСС/

С распадом СССР газета начинает испытывать финансовые проблемы, наряду со всей печатной прессой — на фоне либерализации цен 1992 года и экономического кризиса. В 1992 году она не выходила в свет 23 дня, с 15 марта по 7 апреля. «Наручниками рынка» называли такое положение правдисты. Я считаю, что «Правда» должна выходить, — говорит в интервью газете Борис Ельцин, — но, конечно, надо ей как-то все-таки демократический курс взять».1

Фрагмент первой полосы газеты «Правда» в первом выпуске после трехнедельного перерыва. Выпуск от 7 апреля 1992 года. Архив EastView.

Помощь газете оказывает правительство — наряду с другими газетами «Правда» получает субсидии, 21 млн. рублей (от государственной помощи в то время отказываются единицы). Кроме того, помощь приходит из-за границы — греческая компания Steelite Holdings Ltd в апреле 1992 года становится владельцем 45% газеты — остальные остаются за коллективом. После возобновления выхода, впрочем, газета перестает быть ежедневной и начинает выходить три раза в неделю. Падают и тиражи. Если первый номер в 1991 году выходит тиражом 3 млн 120 тыс экз, то в 1992-м он падает более, чем вдвое — 1 млн 500 тыс. экземпляров, в 1993-м — это уже 500 000 экз., в 1994 — 350 тыс., а в 1995-м — 204 451.

«Чтобы спасти газету, нам действительно пришлось создать общество под названием «Правда Интернэшнл», — рассказывал в марте 1996-го Геннадий Селезнев, бывший главным редактором газеты с августа 1991 по ноябрь 1993-го. — Было очень много визга и крика опять же со стороны демократической прессы. Они откровенно издевались над «Правдой»: как это так, оплот коммунизма, газета, которая всегда была ортодоксальной, вдруг оказалась с иностранным капиталом? Наших компаньонов пытались проверять налоговые полиция и инспекция. Между тем общество было создано и работает успешно. Причем создан удивительный альянс, тот случай, когда капиталисты нам музыку не заказывают. Редколлегия «Правды» полностью осталась самостоятельной. Было высказано единственное пожелание: «Оставайтесь такими, какие вы есть. В России должна быть оппозиционная газета». Греки, как говорится, прародители демократии, и они очень тонко понимают, что такое одноголосье и как важно для любого общества многоголосье. Они много помогают газете и сегодня. Я им очень признателен, сколько бы не трепали мое имя всуе. Главное, что «Правда» сохранилась, выжила, хотя, повторюсь, государство делало все, чтобы газета погибла и никогда бы уже не возродилась».2

Однако и в 1993 году газета тоже выходит с перерывами, хотя уже и по другим причинам. В ходе политического противостояния в стране, завершившегося кровавой равязкой 1993 года, газета сталкивается с проблемами, как и другие оппозиционные газеты. «Правда» перестает выходить с 3 октября 1993 года.  14 октября Минпечати издает новый приказ, которым закрывает пятнадцать оппозиционных, коммунистических, националистических газет и приостанавливает выпуск еще трех, включая «Правду».  Министерство предъявляет газете ультиматум, назначая своего главного редактора — Александра Ильина и требуя изменить название и логотип газеты. В те же дни министерство пытается уволить главного редактора «Советской России» Валентина Чикина и главного редактора «Гласности» Юрия Изюмова, Чикин оспаривает это решение в суде.

Выходит «Правда» только после того, как главный редактор газеты Геннадий Селезнев, ради ее спасения и под давлением министерства, соглашается оставить свой пост. Коллектив избирает нового редактора — Виктора Линника, а министерство отказывается от требований изменить название и логотип газеты. Спустя годы Селезнев так рассказывал об этом в интервью автору этих строк: «Когда нас после расстрела Белого дома закрыли, то обвинили, что мы были пособниками Верховного совета, — говорил он. — <…> [Мы и] были. Деньги собирали в «Правде», чтобы поддержать людей [в Белом доме]. Наши сотрудники покупали колбасу, хлеб и, куда можно было подъехать, подъезжали. Шли мимо кордонов с колючей проволокой, чтобы передать еду. Кто за пазухой, кто как. Конечно, мы были на той стороне. И нас, естественно, сразу прихлопнули, как только Верховный совет расстреляли. Причем Шумейко тогда было сказано, что, пока Селезнев главный редактор, газета выходить не будет. Провели собрание журналистов. Я сказал, что на пути газеты шлагбаумом не буду. Я ушел, и на следующий день газете разрешили выходить».3

Газета выходит вновь 2 ноября.

Объявление о смене главного редактора в номере «Правды» от 2 ноября 1993 года.

Но из-за материальных проблем вновь приостанавливает выпуск в самый разгар парламентской выборной кампании 1993 года. Вечером 19 ноября оказывается, что «Правда» стала одной из трех газет, наряду с «Комсомольской правдой» и «Российской газетой», у которой есть многомиллионные долги перед публикующим ее издательством «Пресса». «Правда» не выходит в свет до 10 декабря.

Тем временем обнажается конфликт главного редактора с греко-киприотским миллионером Яннисом Янникосом, и он приводит к расколу внутри редакции и к длительному судебному процессу о правах на бренд газеты. «4 февраля [1994 года] прошло собрание трудового коллектива редакции ‘Правды’, которое подавляющим большинством голосов решило выпускать газету в рамках компании АО ‘Правда интернешнл’, — сообщает редакция. — Это гарантирует независимость политической линии газеты от российских властей. Собрание возложило обязанности главного редактора газеты на Ильина Александра Алексеевича. Решено образовать Общественный редакционный совет, куда войдут друзья ‘Правды’ — политические деятели, рабочие, писатели и публицисты, представители сельских тружеников. Согласие возглавить общественный редсовет дал Николай Иванович Рыжков».4

«Со времени создания СП прошло уже 16 месяцев, однако своих акций сотрудники газеты до сих пор не получили», — объясняет Линник ситуацию корреспонденту «Коммерсанта».5

Но, когда греческая компания попросила включить ее в состав учредителей, Линник оказался против этого. «По его мнению, греческие партнеры хотят стать владельцами газеты для того, чтобы получить под нее крупный кредит, — сообщал «Коммерсант». — По словам г-на Линника, греческая сторона 4 февраля спровоцировала собрание трудового коллектива «Правды», на котором и было принято решение об отстранении от должности главного редактора. Г-н Линник назвал голосование и само собрание незаконным, так как из 216 штатных сотрудников издания за его отстранение проголосовало только 90. По словам Виктора Линника, он располагает информацией о том, что в голосовании в основном принимали участие сотрудники греческой фирмы (буфетчицы, уборщицы и другой обслуживающий персонал)». А Александр Ильин сказал, что греческая компания была единственной, кто помог газете в трудное для нее время».

В апреле суд признает Линника главным редактором газеты, но из-за противодействия внутри редакции он не может занять должность. «До этого журналисты и технические работники числились в штате созданного совместно с греками акционерного общества «Правда интернэшнл», — сообщает в те дни «Новая ежедневная газета». — Часть журналистов написали заявления на имя редактора «Правды интернэшнл» Александра Ильина с просьбой уволить из переводом. Спустя почти два месяца Ильин издает приказ по редакции газеты об увольнении журналистов за прогулы».6

В результате около 30 сторонников Линника объявляют забастовку. В сентябре он объявляет о создании фонда «Возрождение ‘Правды'».

Сама же газета продолжает испытывать политические гонения. Призывая к подписке на новый год, она цитирует статью 1913 года, намекая на исторические параллели: «Все же ей [«Правде»] есть чем гордиться. Не только потому, что ее существование — сплошной мартиролог, что из пяти номеров газеты, один непременно вызывал репрессии: за год 41 конфискация, штрафов на 7800 рублей, 3 ареста без замены штрафа на 9 месяцев, а впереди — годы тюрьмы для редакторов. Но в наших глазах самую большую заслугу «Правды» составляет не стойкое перенесение ею гонений. Это — пассивная добродетель, которой не удивишь русских людей. Достойно удивления, что за год своего существования «Правда» получила, помимо подписной платы, по грошам в своей фонд от тысяч рабочих свыше 9 000 руб., а в особенности то, что она напечатала за год около пяти тысяч подписанных рабочими корреспонденций».7

Однако спор вокруг газеты не прекращается еще несколько лет. Вот как о нем сообщал «Коммерсант». «После недолгой склоки недовольные сотрудники, включая главного редактора Виктора Линника, уволились и начали издавать свою ‘Правду’, — писала газета в 1998 году. — А Янникос после недолгого перерыва нанял журналистов, которые стали делать «Правду-5″. Между газетами начались судебные тяжбы за ордена, логотип, архивы и тому подобное. Победил старый коллектив, но греческий предприниматель не собирался сдаваться. Он продолжал издавать ‘Правду-5’. А 14 мая 1997 года зарегистрировал ЗАО ‘Правда’, которое сменило в числе учредителей газеты его же фирму Steelite Holdings Ltd. Линник, который возглавлял акционерное общество ‘Редакция газеты ‘Правда», посчитал, что у него украли название, и в очередной раз обратился в суд. Там он смог доказать, что ‘Правда’ и ‘Редакция газеты ‘Правда» — практически одно и то же, и дело выиграл. Этому способствовала и позиция ответчика, который даже не прислал на заседания своего представителя».8

Александр Ильин возглавлял газету до 2003 года.

  1. Без подписи. «Борис Ельцин: ‘Правда’ должна воз-ро-дить-ся!» «Правда», 7 апреля 1994.
  2. Соколов, Александр. «Дирижер российской демократии коммунист Геннадий Селезнев». «Московская правда», 6 марта 1996.
  3. Ростова, Наталия. «Геннадий Селезнев, главный редактор ‘Комсомольской правды’ (1980-1988), ‘Учительской газеты’ (1988-1991) и ‘Правды’ (1991-1993). ‘Я не очень понимал, когда насаждалось западничество'». http://gorbymedia.com/interviews/seleznev
  4. Члены редколлегии Ильин, А.; Ряшин, В.; Селезнев, Г.; Славин, Б.; Трушков, В. «Слово к читателю». «Правда», 9 февраля 1994.
  5. Сергеев, Николай. «Ситуация в ‘Правде’. Греческая фирма не станет учредителем газеты». «Коммерсант», 10 февраля 1994.
  6. Кузин, Евгений. «Ильин похож на Ильича. В редакции «Правды» грядет политическая забастовка». «Новая ежедневная газета», 2 июня 1994.
  7. Без подписи. «Слово о ‘Правде’, сказанное в 1913 году». «Правда», 7 сентября 1994.
  8. Лепина, Марина. «‘Правда’ на ‘Правду’. ‘Правда’ отстояла свою торговую марку». «Коммерсант», 12 августа 1998.
Ранее:
Акционирование первого канала: Как эта идея обсуждалась в СМИ?
Далее:
Станислав Говорухин презентует "Великую криминальную революцию"

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: