Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Во МХАТе имени Чехова проходит первая церемония ТЭФИ

Приз «За личный вклад в развитие телевидения» посмертно вручен Владиславу Листьеву.

НКО «Российский фонд развития телевидения» создана в 1994 году, в 2001 она становится Академией Российского телевидения. Учредителями фонда стали «Останкино», «Россия», РИА «Новости», «2×2», НТВ, Московская независимая вещательная корпорация (канал «ТВ-6»), «Рен-ТВ», Ассоциация независимых телекомпаний и Союз журналистов России. Совет учредителей возглавил заместитель председателя «Останкино» Григорий Шевелев.

«Ее действительными членами стали российские телезвезды, избравшие своим президентом Владимира Познера, а вице-президентом Владислава Листьева, — отмечает в те дни «Общая газета». — В числе академиков именитые документалисты Марина Голдовская и Игорь Беляев, патриархи телевизионного кино Сергей Колосов и Эльдар Рязанов, известные телевизионные режиссеры Владимир Ворошилов и Евгений Гинзбург, популярные телеведущие Владимир Молчанов, Евгений Киселев и Святослав Бэлза, гендиректор российского ТВ Анатолий Лысенко. <…> Академия создана не только для того, чтобы раздавать награды. Прежде всего она призвана поднять художественный и профессиональный уровень телевидения, его престиж, поддержать молодых и талантливых, не забывая о тех, кто составил славу национального ТВ. Академиков беспокоят проблемы регионального вещания, подготовки кадров, издания профессиональной телевизионной литературы».1 

Игорь Кириллов и Марина Голдовская объявляют о победе в номинации «лучшая публицистическая программа». Кадр телевизионной трансляции.

Телевизионный критик «Известий» Лидия Польская отмечает, что ее не смущает название премии, кажущееся ей англизированным, но задается при этом некоторыми вопросами. «Что такое (или кто такие) экспертный совет, выбиравший академиков? — пишет она. — Выбор, безусловно, в большей своей части оспорить трудно. Выбраны лучшие. На данный момент. Но возникает мысль: и здесь тоже, как в политике, творят ‘под себя’? и кто же — и с какой далеко идущей мыслью — выбирал академиков, что с такой симметричной стройностью среди них оказались творцы-директора телекомпаний-учредителей: Лысенко, Листьев, Киселев, Ворошилов? Это что-нибудь значит: контроль, деньги и т.п.».2 Не доверяет она также телевизионщикам и в том, что они будут «пристально и постоянно смотреть телевизор с его сотнями циклов-программ», так как «уважаемый президент АРТ, например, бывает в стране примерно неделю в месяц. И работает, работает». «Заявленный проект имеет в своем основании некоторые традиционные российские черты, — заключает она. — У Екатерины Великой был придворный композитор — итальянец Джузеппе Сарти. Когда императрица с композитором повздорила, последнего взял к себе граф Потемкин, в то время осваивавший новороссийские земли. Композитор делал свое дело в странных условиях: дирижировал оркестром в обозе — прямо на ходу. Признательный сиятельный завоеватель решил поощрить Сарти: назначил его директором первой русской консерватории, место которой было определено самим Потемкиным: Кременчуг. Возревновавшая императрица повелела Сарти вернуться в Петербург на оставленную должность главного капельмейстера. В столице композитору снова начали выписывать дрова и деньги. Тем временем Сарти все так же колыхался в обозах и глотал новороссийскую пыль. Но при этом уже можно было гордо считать, что Россия обогатилась кременчугской консерваторией и содержит на службе в Петербурге знаменитого итальянского композитора».

«Тэфи — это не домашняя кличка ласковой пушистой киски и не искаженная фамилия известной писательницы-юмористки, — отмечает накануне церемонии газета «Культура». — ‘Тэфи’- это аббревиатура: телевизионный эфир. <…> У ‘Тэфи’ — двенадцать номинаций: восемь — за лучшие передачи по жанрам и четыре личных по профессиям. <…> Выдвижение ‘стоит’ сто долларов».3

На пресс-конференции, посвященной учреждению премии, президент академии Владимир Познер, как отмечал «Коммерсант», «согласился с тем, что список номинаций должен быть впоследствии расширен — призы должны присуждаться не только лучшим ведущим, но и операторам, режиссерам, сценаристам. (Американская телевизионная академия начинала с присуждения призов по 17 номинациям, теперь их 80)».4

«Самым главным инициатором [создания премии] был [телепродюсер Сергей] Скворцов, — рассказывал в интервью YeltsinMedia продюсер Павел Корчагин. — Он несколько раз на эту тему заводил разговоры и [председателем ВГТРК] с Олегом Максимовичем Попцовым, и с [гендиректором ВГТРК Анатолием] Лысенко. Я ему, конечно, содействовал, прилагал свой голос, но главным инициатором был Скворцов. Он организовал прилет президента американской телеакадемии, ходил вместе с ним по разным каналам, организовывал ему встречи с Попцовым и с Лысенко. Мы тогда вместе с ним и с Попцовым отправились в Лос-Анджелес, чтобы посмотреть церемонию. Церемонией Попцов впечатлился и сказал: ‘Давайте пробовать’. После этого пошла работа уже более конкретная». А на вопрос о том, почему изначально академия была создана так, что существовал очень маленький, ограниченный круг ее членов, он ответил так: «Насколько мне помнится, такой была инициатива именно мэтров индустрии, включая Лысенко. Потом, если говорить об академиках, это должны быть действительно крайне заслуженные люди, поэтому тому же Скворцову, который был главным инициатором по созданию Академии, и в голову не приходила мысль, чтобы себя продвинуть в число этих людей. Их было 21 человек. Со временем победила концепция о том, что в академии вообще-то должны быть люди, работающие на телевидении. Полагаю, это правильно. У нас был один случай, когда мы проводили заседание Академии, и гласно рассматривались разные варианты для выдвижения программ в тройки. Возникла одна из программ, которая была внесена в список от ТНТ. Гендиректором тогда был Роман Петренко. Встают старшие академики и говорят, что не о чем говорить, что этот канал никто не смотрит.  Я стал вежливо возражать, что канал смотрят, что, если вы не смотрите, то, наверное, – в силу возрастных вкусов, потому что канал – молодежный. ‘Нет. От этого канала нельзя ничего выдвигать!’ Петренко встал и ушел с заседания. Характерный пример того, что люди, которые сделали много в 60-е, 70-е и закончили заниматься телевидением где-то в 80-х годах, потеряли связь с современным телевидением, с современным зрителем и, особенно, — с молодым зрителем».

Команда К-2 получает свой приз. Кадр телевизионной трансляции.

ПОБЕДИТЕЛИ «ТЭФИ-1995»:

ЛУЧШАЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА — «СТРАНА ТИШИНЫ» (РТР Студия «Репортер»)

ЛУЧШАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА — ЦИКЛ «РУССКИЕ ЦАРИ» (РТР ТПО «ЛАД»)

ЛУЧШАЯ ПЕРЕДАЧА ОБ ИСКУССТВЕ — ЦИКЛ «К-2» (РТР ТПО кинопрограмм Студия К-2″)

ЛУЧШАЯ СПОРТИВНАЯ ПЕРЕДАЧА — «ПРЯМОЙ ЭФИР: КАРПОВ-КАСПАРОВ» (ТВ-6)

ЛУЧШИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ — «ПРОГУЛКИ С БРОДСКИМ» (Студия «Искусство» РГТРК «Останкино»)

ЛУЧШАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ — «ТАМ-ТАМ НОВОСТИ» (РТР ТПО «Рост»)

ЛУЧШАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА — «ВЕСТИ» (РТР)

ЛУЧШАЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА — «НОВОГОДНЕЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» (Телекомпания «НТВ»)

ЛУЧШИЙ РЕПОРТЕР — ВЛАДИМИР ЛУСКАНОВ (Телекомпания «НТВ»)

ЛУЧШИЙ ВЕДУЩИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ — НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ  «Подробности» (РТР)

ЛУЧШИЙ ВЕДУЩИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ — ЛЕОНИД ЯКУБОВИЧ «Поле чудес» (Телекомпания «ВИД»)

ЛУЧШИЙ ВЕДУЩИЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ — АНДРЕЙ КАРАУЛОВ «Момент истины» (Продюсерский центр «Московский стиль»)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЗА ОСОБЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ — ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ  (РГТРК «Останкино»)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЗА МУЖЕСТВО — ЕЛЕНА МАСЮК (Телекомпания «НТВ»)

  1. А.К. «Создана Академия телевидения». «Общая газета», 9 сентября 1994.
  2. Польская, Лидия. «Эмми, Грэмми, Тэфи». «Известия», 23 сентября 1994.
  3. Клариса Пульсон. «‘Тэфи’ — лучшим на ТВ». «Культура», 18 марта 1995.
  4. Без подписи. «»ТЭФИ» — премия российского телевидения». «Коммерсант», 15 марта 1995.
Ранее:
Создана комиссия по лицензированию телевизионных и радиочастот
Далее:
В свет выходит русская служба Reuters

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: