Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

В эфир выходит канал СТС

Канал «Сеть Телевизионных Станций» создан при участии американской телекоммуникационной корпорации «Story First Communications».

«К моменту выхода канала в эфир договоры о сотрудничестве будут подписаны с 40 телекомпаниями в ключевых регионах России, — отмечает телевизионный обозреватель газеты «Сегодня» Григорий Симанович, анонсируя в октябре появление нового канала. – К концу 1997 года СТС планирует стать телевизионным каналом общероссийского масштаба. Сетка вещания канала СТС будет сбалансирована таким образом: 50% программ составят российские передачи и собственные программы СТС, другую половину времени займут образцы телепродукции Европы и США. По словам менеджера канала Петра Собецки, основной принцип компании – создание действительно семейного канала, передачи которого интересны телезрителям всех поколений: от самых маленьких до дедушек и бабушек. <…> Солидная инвестиционная база, которой располагает СТС, позволяет предложить телезрителям 15-17 часов высококачественных российских и зарубежных программ ежедневно. <…> В основу работы СТС заложен качественно новый технический принцип: весь цикл – от монтажа программ до передачи сигнала – происходит в цифровом виде. Сигнал транслируется через спутник, и на какое бы расстояние ни передавался сигнал, ‘картинка’ и звук остаются безукоризненными».[note]Симанович, Григорий. «В России появится новый телеканал». «Сегодня», 12 октября 1996.[/note]

В 2010 году первый генеральный директор СТС Сергей Скворцов рассказывал в интервью автору этих строк о первых днях канала.[note]Ростова, Наталия. «Когда Герви приглашал нас на работу, он сказал, что необходимы две вещи: чистые сортиры и зарплата вовремя». Генеральный директор СТС (1996–1997), генеральный директор ТНТ (1997–1998) Сергей Скворцов. Slon.ru/ Republic.ru, 8 февраля 2010. https://republic.ru/posts/15895[/note]

Вот фрагмент этого интервью:

— В 1996 году на меня вышел пресловутый Питер Герви, который тогда возглавлял Story First Communications и с которым мы были знакомы с 1982 года – по самым-самым первым телемостам. (Это те мосты были, которые даже еще в эфире не прошли, но тем не менее состоялись. Питер Герви был тогда на той стороне, американской…) С тех пор мы общались. А позже он затеял Story First. И была там такая схема: лицензии оформлялись на российские юрлица, которые американцам не принадлежали, все основывалось на неких пацанских договоренностях. В Питере, где у них были очень профессиональные люди, работала головная станция, а в Москве – достаточно мутные личности. Словом, все было выстроено через одно место. При этом существовала очень сильная, суперпрофессиональная американская команда, которая здесь, в России, не сильно могла работать – в силу объективных причин, по менталитету. И в ней был уникальный человек Том Баттиста – программный директор, легенда мирового телевидения, человек, который придумал концепт ТЖК – тележурналистского комплекта. Много лет назад он работал на какой-то станции, по-моему, чикагской. Новости они тогда снимали на кинопленку. И для того, чтобы выдать новости в эфир, нужно было провести съемку, проявить, напечатать, смонтировать и озвучить. И только после этого выдать в эфир. А Том придумал закатить на место события электронные камеры, записать на видео и таким образом опередить других, с которыми была страшная конкуренция. Как-то мы приехали на NATPE (National Association of Television Programming Executives, крупнейшая международная выставка телевизионных технологийН.Р.) в Лас-Вегас, и с ним невозможно было пройти: его останавливали тысячи человек за день. Когда-то он возглавлял группу станций CBS. С ним интересно было работать. Умнейший мужик, у которого мы очень многому научились. Научились выстраивать базу данных по правам – с этим никто не умел работать, не было больших объемов прав тогда. Научились у него выстраивать отношения с большими дистрибьюторами и правильно работать с [программной] сеткой. В качестве одного из примеров приведу такой. У нас, исторически, приобретались права на два показа в течение двух лет. А он говорит: дураки, мол, ничего не понимаете, нужно 5 лет и 7 показов. И если говорить об истории СТС, то это «Беверли Хиллс» и «Мелроуз плейс», которые были куплены именно по такой схеме, по его настоянию. Это, кстати, был один из моих последних контрактов как гендиректора СТС. По окончании последней серии вновь ставилась первая, и все это работало как часы у [Романа] Петренко и чуть ли даже еще и не у [Александра] Роднянского. Финансовый директор Брюс Баттервик тоже нас научил многому: от формы бюджета до его правильного чтения, тому, что считается сейчас азами. Он научил нас постулатам, которые можно в бронзе выбивать и вешать на стене. Например: «контракт не является контрактом, пока деньги не заплачены и не упали на счет в банке». Но в какой-то момент у них начались проблемы в американской части. Поскольку они финансировали проект очень неровно, первые полгода я был вынужден занимать деньги на зарплату.

– До вашего прихода на СТС в каком виде она существовала?

– Так же, как и ТНТ, – в виде набора станций и вещания из Питера. Это была схема, напоминающая сегодня НТС. Это, скорее, была не телесеть, а некий набор программ без единой сетки и программной политики. Не было никакой единой политики в региональных окнах – ни для местных программ, ни для рекламы. Не было русской части контента, с помощью которой можно было бы воплотить в жизнь правильные мысли, обкатанные на американском рынке. Никто не знал тогда здесь, как строится телесеть, а объяснить было сложно. Был просто набор станций. А у нас в это время что было? Только центральное телевидение. Останкино. Оттуда – бабах, и все уехало на спутник, передалось – и все приняли. Вещания по поясам тогда не было, мы это вместе придумывали и воплощали. Когда Герви приглашал нас на работу, он сказал, что необходимы две вещи: чистые сортиры и зарплата вовремя. С чистыми сортирами справились (хотя до сих пор есть куча зданий в Москве, где с этим не справились), а вот зарплата вовремя от нас не зависела. На стартап деньги должны были приходить от инвестора, но поступали они крайне нерегулярно.

– Герви сам не инвестировал?

– Насколько мне известно, нет. Главным инвестором был Майкл Вик, его партнер, который привлекал деньги своей семьи. А поскольку он – из финансовых кругов, он мог ходить по всяким финансовым институтам, банкам и привлекать какие-то еще деньги…

– На далекую Рашу.

– На далекую, непонятную Рашу 1995–1996 годов, где вообще непонятно, что будет. Вот приходят коммунисты к власти – и все. Мы с российского телевидения, кстати, ушли именно потому, что [председателя ВГТРК Олега] Попцова поперли. И вся его команда тогда развалилась. (Читать интервью полностью.)

В свою очередь другой медийный управленец – Владимир Ханумян, занимавший поначалу должность коммерческого директора СТС, в интервью, записанном в 2012 году, вспоминал: «Никакого рынка не было. Но был энтузиазм, связанный не только с тем, что мы создавали компанию, которая стала яркой, интересной, но и с тем, что мы создавали рынок – и мы, и коллеги с других каналов, и из «Видео Интернешнл». С нуля создали то, чего прежде не было вообще. Любопытно, что многие тогда считали, что телевидения как бизнеса быть не может, что это только инструмент – пиара, пропаганды, политический инструмент, вспомогательный, а не самостоятельный бизнес… Однако основатель нашей компании Питер Герви и его коллеги были американцы, и понятно, что подход к СМИ у них другой, и прямо противоположный: они считали СМИ таким же, работающим по тем же финансовым правилам бизнесом, как и другие. Правда, телевидение – это бизнес особого рода, с особой ответственностью. И мне кажется, что это ощущение ответственности – важная часть в работе медиаменеджеров».[note]Ростова, Наталия. «У нас люди не готовы не только к демократии, но даже к вождению транспортных средств». Коммерческий, генеральный директор «СТС-Москва» (1996-1998), генеральный директор «СТС Регион» и «СТС-Москва» (1999-2004), исполнительный директор СТС-Медиа (2004-2008), генеральный директор НМГ-ТВ (2009–2010) Владимир Ханумян рассказал Slon о своем взгляде не современное телевидение». Slon.ru/ Republic.ru, 18 ноября 2011. https://republic.ru/posts/19580[/note] (Читать интервью полностью.)

Ранее:
Программа «Скандалы недели» снята с эфира ТВ-6
Далее:
Появляется «вечерний интернет»