Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Реформа Всесоюзной ГТРК

Всесоюзная государственная телерадиокомпания переименована в «Останкино».

Указом президента России № 331 «О телерадиокомпании «Останкино» Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» приходит на место Всесоюзной государственной телерадиокомпании, которая создана указом президента СССР Михаила Горбачева на базе Гостелерадио (см. 8 февраля 1991). Председателем назначен Егор Яковлев.

Реорганизация объясняется образованием СНГ, прекращением деятельности государственных органов СССР и проводится «в целях обеспечения функционирования межгосударственного теле- и радиовещания». На компанию возложено «освещение политической, экономической и культурной жизни в государствах – членах СНГ».

«Егору Яковлеву поручено передать Всесоюзную телерадиокомпанию Егору  Яковлеву», — гласит заголовок «Известий». «РГТК будет, по сути дела, второй российской государственной телекомпанией наряду с РосТВ, и тоже, разумеется, независимой, — замечает корреспондент Сергей Мостовщиков. — По словам Бориса Непомнящего, гендиректора Информационного телевизионного агентства — главного структурного подразделения РГТК, — независимости в «Останкино» ждут с 1993 года, поскольку в 1992 году новая компания будет финансироваться из бюджета. За время такой зависимости от государства в «Останкино» должны в соответствии с Указом решить, как от этой зависимости освободиться и, оставшись госкомпанией, постараться не ощущать давления со стороны властей».

Предполагается акционирование «Останкино», которое советник председателя телекомпании «Останкино» Дмитрий Голованов объясняет корреспонденту «Коммерсанта» желанием «сделать Центральное телевидение народным». «По замыслам рабочей группы, акционирование телекомпании включает свободную продажу максимального количества акций всем заинтересованным лицам и организациям», — отмечает газета. Предполагается, что 51% будет принадлежать трудовому коллективу, отмечают «Известия», акции будут раздаваться бесплатно, а при увольнении сотрудников сдаваться обратно в «Останкино». Остальной же пакет предполагается продать «желающим — и нашим, и зарубежным».

«Коммерсантъ» также упоминает о существовавшем конфликте между «первой кнопкой» и Российским телевидением: «24 декабря председатель РосТВ Олег Попцов принес проект подписанного указа на заседание Комитета ВС России по средствам массовой информации и довольно резко критиковал его текст. <…> Руководство РосТВ опасалось, что указ может изменить принципы подписанного в свое время Ельциным и Горбачевым протокола о разделе собственности между Российским и Центральным телевидением».

«Останкино» прекратит существование в октябре 1995 года, после указа президента и постановления правительства, которые учредят на его месте Общественное российское телевидение. Егор Яковлев пробудет в должности год – до момента, когда указом Бориса Ельцина он будет отстранен за освещение осетино-ингушского конфликта.

  1. Мостовщиков, С. «Егору Яковлеву поручено передать Всесоюзную телерадиокомпанию Егору Яковлеву». «Известия», 31 декабря 1991.
  2. Самошин, Сергей. «Программа передач на завтра: Гостелерадио, кажется, продадут народу», «Коммерсантъ», 30 декабря 1991.
Ранее:
Прощание Михаила Горбачева
Далее:
Закон "О средствах массовой информации"

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: